Надежда СапожниковаНадежда Сапожникова

                                                                                                                                                                    Сапожникова Надежда Федоровна – в «Шунды» к ней обращаются просто Надюша.  Родилась девушка в деревне Удмуртский Тоймобаш Алнашского района Удмуртии.  Сейчас Надя является членом правления  Удмуртской общественной организации «Шунды» и работает учителем удмуртского языка в детском саду имени Кузебая Герда. Идёт по жизненному пути с девизом — «Все надо делать творчески, иначе зачем?»

 

— Надя, расскажи, пожалуйста, где и когда ты познакомилась с организацией «Шунды»?

— Об организации впервые я узнала в 2008 году благодаря Марине Карповой-Прозоровой, когда училась в Можгинском педколледже. Тогда в Можге проходило расширенное заседание правления «Шунды».

— Ты уже 4 года работаешь в «Шунды». Первый год вошла в члены правления. Над какими проектами работаешь? Какие проекты можешь предложить организации?

— Новые проекты сейчас предложить не могу, так как не готова их воплощать в жизнь. Когда будет больше свободного времени, тогда будут новые идеи. А сейчас работаю над детскими проектами.

— Что тебе сейчас не нравится в работе «Шунды»?

— Сейчас «Шунды» находится на низком уровне. Работает про себя и для себя.

— Каким ты видишь будущее «Шунды»?

— На данный момент «Шунды» больше работает со школьниками. По моему  мнению, в будущем организация должна больше внимания уделять работающей молодежи.

— Чем тебя удерживает «Шунды»?

— Я думаю, теми возможностями, которые дает организация, знаниями, опытом.

— На сегодняшний день в удмуртском мире много новых идей и проектов. «Шунды» не теряется в этом мире?

— У «Шунды» тоже много новых проектов, поэтому я думаю, организация находит свое место в современном удмуртском мире. Сейчас «Шунды» на низком уровне, но если сделать эти проекты громко и качественно, то ее узнают с другой стороны.

— Чем ты еще занимаешься кроме «Шунды»?

— Много времени занимает работа, проекты. Свободного времени у меня почти нет.

— У такой активной, молодой и красивой девушки всегда много поклонников. Не так ли?

— Может быть. Об этом они расскажут сами (смеётся).

— Ты всегда находишься в центре внимания. Тебя всегда окружают, на мой взгляд, интересные люди. Как ты со всеми находишь общий язык?

— Я многим интересуюсь, по интересам нахожу друзей. Потом мне помогает образование психолога. Всегда пытаюсь найти индивидуальный подход к человеку.

— Я уверенна, что знание психологии непременно помогает тебе в работе. Но как ты попала на работу учителем удмуртского языка в детский сад? Наверное, к этому шагу тебя подтолкнула любовь к удмуртской культуре?

— Я же живу в Удмуртии. Очень уважаю язык и культуру своего народа. По первому образованию я учитель, поэтому мне вдвойне приятно учить детей удмуртскому языку и прививать им удмуртскую культуру.

— Большое спасибо тебе, Надежда.  Желаю и в будущем не терять хорошие дружеские связи, находить общий язык с детьми. Успехов, новых идей, чтобы твои проекты обязательно воплощались в жизнь.

Марина ФЕДОСЕЕВА

                                                                                                                                                                   Сапожникова Надежда Федоровна — «Шунды»-ос солы Нади шуыса вазисько. Вордӥськемын та етӥз нылаш Алнаш ёросысь Туймыйыл гуртын.  Та дырлы Надя Удмурт егитъёслэн мерлыко «Шунды» огазеяськонзылэн правлениезлэн ёзчиез луэ но Кузебай Герд нимо нылпи садысь удмурт кылъя дышетись луыса ужа. Улон сюрес кузя «Ваньзэ лэсьтоно мылысь-кыдысь» девизэн вамышъя.

 

 

— Надя, вера вал пыр-почгес кытын но ку тон тодматскид «Шунды»-ен?

— Та огазеяськонэз мон тоди 2008 арын, Можга педколледжын, Марина Карпова-Прозорова тодматэмен.  Можга карын соку ортчиз расширенное правление,соку ик пыри «Шунды»-е.

— Озьыен тон 4 ар пыриськиськод ни «Шунды»-лэн ужаз.  Нырысети арзэ правлениын. Нош кыче проектъёс бордын ужаськод? Кыӵе выль проектъёс дэмласалыд?

—   Выль проектъёс дэмланы али уг быгатӥськы, малы ке шуоно  мон дась ӧвӧл соос борды басьтӥськыны. Дыры луиз ке, одно ик дэмлало но соос бордын тыршо. Нош та дырлы  нылпи садын ужаменым проектъёсы но нылпиосын герӟаськемын.

— Маиз али уг кельшы «Шунды»-лэн ужаз?

— «Шунды» али улӥ уровеньын.  Ас куспаз, ас понназ ужа.

— Кыӵеен адӟиськод «Шунды»-лэсь азинскон сюрессэ?

— Али «Шунды» трос ужа школьникъёсын. Мон малпамъя, огазеяськонлы  ужась егитъёсын но тунсыкъяськоно.

— Маин возе бордаз «Шунды»?

—  Мон малпасько, «Шунды»  ас дораз кыске котьку сямен ик портэм быгатонлык сётэменыз, дышетэменыз, удмуртлыклы пайда ваеменыз.

—  Туннэ нуналлы удмуртлыкын туж трос выль малпанъёс, проектъёс. «Шунды» ышемын-а соос полын яке ассэ шедьтэ-а?

—  Выль проектъёсыз «Шунды»-лэн трос.  Удмуртлык пӧлын огазеяськонмы ышемын ӧвӧл, мон малпамъя, со али пичи уровеньын, проектъёсты умойгес ке лэсьтыны, «Шунды» вылэгес ӝутӥськысалыз.

— Нош «Шунды» сяна маин выриськод на?

—  Трос дырме быдтэ уже, вань дырме сӥзисько нылпи садлы, отысь проектъёслы. Соин валче ваньмон дыры чик ӧвӧл.

— Тон сыче егит, етӥз но чебер нылаш — тынад поклонникъёсыд но трос, дыр…

— Вань, дыр, созэ асьсэлэсь юано ни (серекъя).

— Тон бордын котьку но трос адямиос. Вера вал, кызьы тон котькудӥныз огкыл шедьтиськод?

— Мон трос маин тунсыкъяськисько, тунсыкъяськонъям но трос эшъёс шедьтисько, собере мон психологлы дышетскисько, адямиен кусып возьыны турттисько.

— Психологлы дышетсконэд одно ик юрттэ, дыр, ужад. Нош кызьы тон вуид нылпи садэ удмурт кылъя дышетӥсь луыса? Удмурт лулчеберетэз яратэменыд, дыр?

— Удмурт элькунын улӥсько ук, туж гажасько калыкелэсь лулчеберетсэ но кылзэ но. Дышетскемея дышетись бере, кыкполлы шумпотымонгес пиналъёсты  удмурт кыллы дышетыны но соос пӧлын удмурт лулчеберэтэз пыӵатыны.

—  Бадӟым тау тыныд, Надя, мыным дырдэ висъямед понна.  Азьланяз но мед быгатод адямиосын ӟеч кусыпъёс возьыны, нылпиосын огкыл шедьтыны. Азинсконъёс тыныд, выль малпанъёс, проектъёсыд одно ик улонэ мед пыӵалозы. 

Марина ФЕДОСЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *